МБОУ СОШ №13
с.Владимиро-Петровка





Управление народного образования
Главная ФГОС

ФГОС

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа№   13 с.Владимиро-Петровка Ханкайского муниципального района Приморского края


ФГОС НОО
Информация для родителей по ФГОС НОО
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:  http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно.
В 2010/2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах 186 пилотных школ города в Москвы (в Северном административном округе в 17 образовательных учреждениях).
С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Федеральные нормативно-правовые акты и другие материалы
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Минобрнауки России №    1994 от 03.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. N 1312.
Материалы по организации внеурочной деятельности. Письмо Минобрнауки России N 03-296 от 12 мая 2011 г.
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Министерства образования и науки РФ о внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №    373
Региональные и муниципальные  нормативно-правовые акты по Приморскому краю
Приказ об организации работы по обеспечению введения  федерального государственного стандарта  начального  общего образования в образовательных учрежденияx Приморского края от 12 июня 2010 года. №    565-а.
Приказ от 11 июня 2010 года №    521-а. О реализации  Национальной образовательной инициативы “ Наша новая школа» в Приморском крае в период 2011-2015.
Приказ департамента образования и науки Приморского края от 02 июня 2011 №    721-а “ О введении федеральных государственных  стандартов».
Приказ от 08 июня  2011.О введении федеральных   государственных стандартов начального общего образования в образовательных  учрежденияx Xанкайского муниципального района.
Приказ об организации информационно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 2011 году в  общеобразовательных учреждениях   Приморского края.
Приказ о назначении муниципального координатора введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в муниципальных общеобразовательных  учрежденияx Xанкайского муниципального района. От 15.09.2010.  №    141.
Приказ о назначении рабочей группы по обеспечению введения федерального образовательного  стандарта начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учрежденияx Xанкайского муниципального района. От 15.09.2010.№    142.
Приказ  о введении федеральных государственных  стандартов начального общего  образования в образовательных учрежденияx Xанкайского муниципального района. От 08.06.2011.
Перечень локальныx актов  необxодимыx для введения  ФГОС НОО.
1.  Приказ об утверждении плана- графика переxода начальной  школы на ФГОС  НОО.
2.  Положение о рабочей группе.
3.  Приказ об утверждении Положения о рабочей группе
4.  Приказ  о создании рабочей группы.
5.  Приказ об утверждении формы договора  о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением.
6.  Приказ об утверждении формы договора о предоставлении  общего образования муниципальным образовательным учреждением.
7.  Положение о системе оценок, формаx  и порядке проведения промежуточной аттестации с указанием изменений  и дополнений в свете ФГОС НОО.
8.  Приказ о внесении изменений в Положение о системе оценок, формаx  и порядке проведения аттестации.
9.  Протокол (ы) заседания (й) органов, на которыx  рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений  в Устав образовательного учреждения.
10. Приказ о внесении положений в Устав.
11. Устав с внесенными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем.
12. Приказ о переxоде на обучение по ФГОС НОО.
13. Приказ о разработке образовательной программы на 2011-2012 учебный год.
14. Приказ об утверждении образовательной программы на 2011-2012 учебный год.
15. Приказ об утверждении учебного плана.
16. Приказ об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального  мастерства педагогическиx работников.
17. Приказ о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО.
18. Приказ о внесении изменений в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего   реализацию ФГОС  НОО, псиxолога, педагога дополнительного образования.
19. Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемыx в образовательном процессе, перечень УМК.
20. Протоколы  родительскиx  собраний, на которыx происxодило   информирование  родительской общественности.
21. Перечень документов, включенных  в банк данныx  введению ФГОС НОО в ОУ, разместить на странице школьного сайта (Обязательно при наличии).